Anastasia Kuznetsova (zapolzun_as) wrote,
Anastasia Kuznetsova
zapolzun_as

Как влипнуть в леттеринг раз и навсегда


Едва ли я претендую на звание мастера и профессионала леттеринга, шрифта или каллиграфии. Эта статья – опыт самообучения и ведения группы с домашними заданиями. Я считаю, что за три месяца мои каракули перестали напоминать голубиные какашки и, более того, их покупают. Посему хочу поделиться информацией с теми, кто, как и я когда-то, блуждал в темноте и лени.

Сперва разберемся с понятиями. Леттеринг – это когда буквы рисуют, Каллиграфия – когда их красиво пишут, а дизайн шрифта – трудоемкий процесс создания набора букв, цифр и множества других знаков (welcome to Unicode!). Отсюда, кстати, brush-lettering считаю каллиграфией, однако про него тоже будет абзац.
Надо заметить, что объект у нас один – буквы, а различаются только способы создания – ну, я и сплела воедино все три области, пока училась.
Т.к. подход у нас фундаментальный, поделим все на теорию и практику.

Теорию лучше изучать между практическими заданиями, иначе всё выветривается. Создавать буквы придумали не вчера, поэтому имеем хорошую литературную базу:

- по истории шрифта, письменности, каллиграфии (Виллу Тоотс, Леонид Проненко, Владимир Фаворский, Альберт Капр, для въедливых – гуглите пособия по палеографии). Тут вы узнаете, откуда взялись засечки, научитесь различать фрактуру, текстуру и швабахер (и узнаете, что всё это готическое письмо), кто такой бустрофедон и что прописные и строчные не сразу пристроились в одном слове.
- строение букв (те же, что сверху + Александра Королькова (книга Живая типографика, дневник в жж), Юрий Гордон «Буквы от А до Я»).
- форма и типографика (Йоханнес Иттен «Искусство формы», Эмиль Рудер «Типографика»).
- композиция (моя личная вершина горы, никак не доберусь, скажу только, что хвалят Логвиненко «Декоративная композиция», там есть упражнения).
Сильно советую не пренебрегать изучением формы. Те, кто хорошо чувствуют форму, держат баланс между формой и содержанием, могут заставить слова скакать как козлятки, а могут показать такую страсть в паре строчек, что вы прыгнете в сугроб из окна.

Инструменты – хотя бы одна рука и голова.

Хотя кое-что еще может понадобиться. Главное не зацикливаться и помнить, что не инструмент делает работу, а человек. Наши прадеды вообще выстругивали калам из тростника и выдергивали перья из птиц. А в советское время умудрялись создавать каллиграфические шедевры рейсфедером.

Так что набор параллелпенов мастера из вас не сделает.
Но нахомячивать богатства никто не запрещал, итак, маст-хев: карандаш, ластик, линейка, бумага, нешариковая ручка, тушь или чернила, кисти, по желанию металлические перья (если да, то понадобится держатель).
Сверху можете наложить что угодно: брашпены разных фирм и форм, аквабраши, маркеры, маркеры для каллиграфии, ручки с плоскими наконечниками и т.д. и т.п.
Не буду советовать, что взять – ручку-кисточку от
Pigma или Tombow, потому что для разных целей подходят разные инструменты, плюс еще кому как в руку ляжет. Пробуйте. Хорошая тема – идти от популярных или от недорогих ручек. Многое можно найти на алиэкспрессе, если на то пошло.
Скажу только за перья – тонкое перо №11 Звездочка + простой деревянный держатель + баночка туши Гамма – это дешевый и приличный заменитель линера. Перо при должном уходе прослужит вам до самой старости. Ко всему прочему, перья испытаны поколениями и это настолько капризный инструмент, что одолев его, вы съедите любую ручку.

Самая мякотка – практика. Ух, я прям чувствовала первое время биение одногруппников о мониторы. Хе-хе. Два момента: придется привыкнуть, что не все работы пойдут в продажу – необходимая боль и еще очень рекомендую делать упор на кириллицу. Потому что кириллица это забор, это сложно для восприятия и красиво одновременно. Если вы сумеете хорошо рисовать кириллицу, латиница будет раз плюнуть.
Практика делится: на оттачивание руки и на выражение формы. А сами задания на объемные и попроще. Разберем первую группу.


Копирование. Студенты-художники должны знать. Узнаете и вы. Берете бумагу поплотнее, карандаш, ластик, линейку, линер или перо, маркер или кисть (лучше меньше, белка от 1 до 3 подойдет) и тушь. И букву – для начала одну, но посложнее. Гротески не подойдут, лучше всего старостильную антикву вроде палатино или данте. Последовательность применения инструментов – набросок карандашом, обводка ручкой, заливка чернилами. Высота буквы примерно 10 см, можно больше. Вот моя, кстати.

Копировать придется строго и на глаз. Посмотрели на линию на экране, нарисовали такую же на бумаге, посмотрели – нарисовали. Потом приложили эскиз к экрану, поматюкались, стерли и рисуем заново. Не дайте себе схалтурить, буква должна быть идентичной. Обращайте внимание на то, как линии переходят одна в другую, обратите внимание на вертикальный штамб (в таких шрифтах он, как правило, неровный). И не бросайте все на карандашном эскизе, работать ручками и кистями тоже надо учиться.
Мы с группой брали букву В и О, кто-то для тренировки еще Р делал. Из хитрых возьмите еще М и К.
В общей сложности можно скопировать букв 10 таким образом, у меня где-то так и вышло. Не знаю, копировали в свободное время другие ребята.

После тренировки одиночных букв, возьмитесь за слова. Я писала КОМОК, LOVE и еще фразу.

Кроме копирования самих букв важно обратить внимание на расстояние между буквами. Чтобы быть увереннее в этом вопросе, почитайте про кернинг и межбуквенные просветы. Можно, конечно, понадеяться на предустановленные значения в шрифте, но не всегда они хороши.

Копируйте не только буквы. Хорошо набивается рука, если копировать декоративные элементы с изгибами. Кренделёчки всякие и завитушки.



Копирование без фанатизма – этим способом предлагается изучать разные шрифты. Больше это похоже на срисовку, поставьте себе цель, чтобы начертание хотя бы можно было опознать. Самый прямой способ этого задания – нарисовать весь алфавит. Инструменты те же, что и в предыдущем задании. Если скучно – пишите панграммой (предложения, часто бессмысленные, в которых есть все буквы алфавита, используется для демонстрации шрифта в работе). Постарайтесь попробовать как можно больше типов шрифтов: антикву (всех стилей), гротеск (тоже), брусковые (aka египетские), моноширинные, акцидентные разные, курсивы.



Копирование как отдых. Это задание предполагается выполнять в качестве ежедневного. Без напряга любой ручкой или фломастером, или чем удобно срисовывать понравившийся леттеринг. Пока рисуете, хорошо бы подумать, почему автор применил тот или иной шрифт или стиль, что в содержании фразы, какой иллюстративный ряд, какое настроение и пр.
+ Копирование чужих сложных для вас работ (в стол ясен пень) – проглатывание слона, если по-простому. Тут поделите работу на несколько частей и вперед. Не так страшен черт.


Копирование стилей и исторических форм. Это вообще веселуха и пригодиться всегда. Можно копировать постеры или объявления, можно отдельные шрифты. Можно взять свой текст и скопировать только стиль. Покопайтесь глубже слова ретро или готика, есть разные периоды, континенты, движения. Для желающих попрактиковать композицию – обратите внимание на дадаистов. Можно пойти по отдельным авторам, в том числе и современным. Не забывайте анализировать.

Выражение содержания формой. Простое на первый взгляд задание, но хитрое. Необходимо графически выразить слово. Начинайте от простого – материального и обыденного, а заканчивайте нематериальным и абстрактным. Экстраважно не пользоваться иллюстративными приемами, идти не от буквы к образу, а от образа к слову. В качестве примера задания: изобразите огонь, воду, воздух и землю. После этого поделите понятия на 3-4 субпонятия: огонь на искру, костер, молнию, пожар; воду на ручей, море, дождь, каплю; воздух на ветер, тайфун, ураган, смог; землю на остров, могилу, поле, дорога. И там уже можно разойтись, поделив субпонятия на суб-субпонятия. Изображать можно поистине, что душе угодно: крик, невесомость, стриптиз, плавание, звон, грация, борьба.
Здесь вы пытаетесь выломать собственные границы, быть смелее, быть безумнее, тренируете тактильность.
Горизонтально писать слова сильно не рекомендую. Хотя себя-то не раз ругала за такое.



Композиция в леттеринге. Композицию отрабатываем на разного рода фразах и предложения: цитаты, ваши собственные мысли, стоковые фразочки опять же. Рисуйте наконец леттеринг и пристраивайте слова друг другу в разных композиционных решениях:
- композиции в геометрических формах: круги, квадраты, прямоугольники и т.д. Тип письма или шрифта: от одного до 3-5. Вообще не рекомендуют сочетать больше трех. Сначала возьмите один шрифт и несколько его начертаний (т.е. нормальное, светлое, полужирное, курсивное, …), затем больше. Можно сперва сделать мини-эскиз, или, если есть сложности с размещением – сделать пробу в фш или илле, к примеру. Сами фигуры рисовать необязательно, точнее, нафига.


- леттеринг вписанный в формы: предметы, животные, люди, фотографии – просторы широчайшие. И то же, оставьте хоть на пару раз горизонтали, кому они нужны. Играйте со словами, вспоминайте упражнение на выражение формы. Определите заранее, какие и сколько шрифтов вы используете.
- композиции с центральной осью, лево- и правосторонней.
- эксперименты с основными линиями шрифта: базовая (скачущая см. modern calligraphy, изогнутая, диагональная), изменение средней линии шрифта (где обычно находятся все горизонтальные линии и стыки полуовалов и разных диагоналей).

Отдельно про курсив (скрипт)
Курсивное начертание или почерк, если угодно, также можно нарисовать, а можно написать (это уже каллиграфия, но кто ж нас остановит?). Самое главное, что стоит помнить – линии, идущие вверх, соединительные элементы или росчерки тонкие, а линии идущие вниз – толстые. Как только вы овладели этим принципом, можно смело его нарушать – но не из баловства, а во имя ритма и гармонии.
Если ваш инструмент пишет, а не рисует, то перед тем как приступить к собственном написанию слов, попишите, как в первом классе, палочки, черточки, закорючки, полуовалы, овалы. Затем буковки в ряд и слоги. Затем диктанты.


В курсиве мы тренировали разные почерки и шрифты, росчерки, композиции с росчерками (где последние должны быть ключевым элементом), скачущую базовую линию. Также пользовались разными инструментами, в основном выбирали кисть, но я рекомендую попробовать ещё перья, поролон, ватные палочка, кола-пен, деревянные палочки (заточенные лучше), пальцы, разные маркеры, кота, морковку, пучок петрушки – в общем, что под руку попадется. Необязательно при этом иметь художественный магазин в своем городе, правда?
На одном виде бумаги, кстати, тоже грех зацикливаться. А те, кто может себе позволить, попробуйте и на меловой доске мелом. Как вариант, найти доску или фанеру и заказать бумагу, имитирующую поверхность меловой доски. На алишке есть.

План работы.
Идти всё-таки лучше от элементарного к сложному. Сперва вникните, начните читать. Пока читаете, постройте для себя план и приступайте к выполнению: кто-то наверняка сможет копировать по букве ежедневно, а кто-то только раз в неделю.
В идеале, я считаю, за неделю нужно успеть выполнить хотя бы одно сложно задание на копирование + одно на форму + мелкие задания на копирование желательно ежедневно.
Если не уверены, не ныряйте в композицию сразу, как вариант – отработайте сначала разные типы шрифтов и стилей, чтобы быть увереннее.
А можно и так: скопировали антикву – тренируем её в деле. Тут комбинаций может быть море.


Дисциплина.
Половину этого я в принципе знала осенью, но мне было лень. И я забывала постоянно, что напланировала, вроде как есть дела и поважнее, а потом просто вылетало.
Но потом забились с ребятами в скайпе, сварганили группу в вконтакте, я публиковала задания и мы вместе их выполняли. Строгости ради грозились выгонять всех, кто не сдавал вовремя. Все были замотивированы, но всё одно к настоящему моменту состав группы поменялся наполовину. Но те, кто остался, показывают хороший прогресс.

Вдохновение.
Считаю, что мудборды – это тоже маст наряду с карандашом. Хоть у себя в папке на компе, хоть в блокнот вклеивайте, мне удобнее на пинтересте. Есть доски с примерами композиции, стилей, шрифтов и пр. Искать лучше самостоятельно по всему интернету, иначе внутри самого пинтереста можно закоксоваться. Любители материального могут заморочиться на книжках – каталоги шрифтов, символов, мотивов, дизайнерских проектов.

И ещё немного.
Вариться в собственном соку плохо – смотрите уроки на ютубе, курсы на скиллшаре, ускоренные видео процесса работы, если есть возможность, сходите на курсы каллиграфии и/или леттеринга в вашем городе, на выставки. По каллиграфии знаю точно два имени, который дадут вам мощный творческий пинок: Леонид Проненко (ищите в Краснодаре) и Евгений Добровинский (ищите в Москве).

Несколько примеров до занятий в группе

И несколько примеров после начала занятий


Пожалуй, пока всё, что имею сказать. Если вам есть что дополнить или поругать – милости прошу в комментарии. Надеюсь, вы не заснули где-то на середине этой скатерки.

Tags: леттеринг, обучение, уроки

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments